Анализ стихотворений В.А. Жуковского «Море» и «Невыразимое» (к урокам литературы в 9 классе)

До В.А. Жуковского в поэзии преобладали темы, связанные с фактами и событиями общественной жизни государства, а человек с его чувствами и переживаниями оставался вне внимания стихотворцев. Именно Жуковский создал первые национальные образцы жанров «баллада» и «элегия». Примером романтической элегии является стихотворение «Море» (1822 г.), высоко оцененное А.С. Пушкиным. Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

Море

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В начале стихотворения «Море» поэт рисует картину моря на фоне бескрайнего неба, с которым оно неразрывно связано и от которого зависимо, так как несвободно. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом.
У Жуковского море, небо и буря – это образы-символы. Небо символизирует безмятежность, покой и красоту. Поэтому, когда море побеждает враждебные силы, то торжествует «сладостный блеск возвращенных небес» и тишина. Таким образом, на «земле» жизнь жестокая и несправедливая, полная противоречий, а небо – это тот идеал, к которому устремлена душа в ее стремлении к «неземному» совершенству.

Тема элегии — красота и характер моря. Композиционно стихотворение делится на 2 части, хотя оно не делится на строфы: описание моря в штиль и в шторм.
По жанру «Море» является элегией, написанной четырехстопным амфибрахием, без рифмы. Жуковский использует в стихотворении обилие метафор: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него», и эпитетов: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».

Невыразимое (отрывок)

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

Элегия «Невыразимое» — одно из самых известных произведений В.А. Жуковского. Здесь поэт поднимает одну из актуальных проблем в искусстве – невозможность известными способами выразить свои мысли и чувства. Впоследствии к этой теме «невыразимости» обращаются А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилёв.

В период расцвета творчества В.А. Жуковский задумывается о вопросах искусства, размышляет о вечной теме — поэта и поэзии. В августе 1819 года поэт создаёт одно из самых полемичных своих стихотворений – «Невыразимое».
История создания элегии восходит к посланию императрице «Подробный отчёт о луне». Предположительно он был создан в июне 1819 года по заказу императрицы Марии Фёдоровны. Жуковский не не испытывал особенного вдохновения во время написания заказного стихотворения. Возможно, именно этот случай заставил его задуматься о своём творческом методе, послужив поводом к созданию элегии «Невыразимое».

В элегии «Невыразимое» противопоставлены друг другу лирический герой и природа. Автор находится в смятении и отчаянии: он в поиске оптимального способа донести до другого то, что он испытывает. Герой переполнен вдохновением, его мысль просится наружу, но подходящей формы для её отображения нет, ведь она невыразима, ей нельзя: «названье дать». Это не даёт покоя рассказчику.

В.А. Жуковский делает удачную попытку описать состояние вдохновения своего персонажа. Он называет это состояние «болезненным чувством», «пророчеством великого виденья». Всё это беспокоит лирического героя и заставляет его переживать внутренний конфликт.

Природа же представлена величественной и непревзойдённой: она «разновидное с единством согласила!», поэтому вызывает только восторг и восхищение своим могуществом.

Что же утверждает автор стихотворения «Невыразимое»?
Во-первых, Жуковский пишет о гармонии и красоте в мире природы. Человечество на протяжении своего существования пытается всего лишь постичь природу, дать всему название, но перед настоящими красотами живой природы человеческий язык бессилен. Именно поэтому автор становится немым в порыве вдохновения.

Во-вторых, Жуковский высказывает свой взгляд на творчество и в целом на искусство, считая его бессильным перед великолепием природы.

Обновлено: 03.06.2021 — 15:29

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *