Изобразительные средства языка

Для успешного выполнения задания № 7 на ОГЭ необходимо разобраться в изобразительных средствах языка. Цель этой статьи — познакомить вас не только с тропами, то есть теми словами, которые употребляются в переносном значении и часто встречаются в произведениях художественной литературы и в экзаменационных текстах, но также со стилистическими фигурами речи и с синтаксическими средствами изобразительности.

Нужно уметь анализировать языковые особенности исходного текста, правильно классифицируя выразительные средства языка и определяя их функцию.

ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз,   олицетворение, сравнение.

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой… (Лермонтов)

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:

Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:

К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина  (А.А. Блок)

МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:

Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)

содержимым и содержащим, например:

Выпей  рюмку! (Горький)

автором и его произведениями, например:

…Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:

Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век. (Лермонтов)

Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:

Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому,  не имеется. (Маяковский)

Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:

«Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат, –
Покорился человеку
Ты недаром, брат!» (Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:

Воздух так чист, как молитва ребенка.   (Лермонтов)

ПЕРИФРАЗ –замена слова или словосочетания оборотом, например:

Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:

Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:

Много ль человеку надо? – Клочок –
Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы).

ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А. Крылов)

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)

АНАФОРА –единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)

ЭПИФОРА –повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:

В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)

ОКСЮМОРОН  – сочетание противоположных по смыслу понятий, например

Сладкая боль, горячий снег, живой труп.

ПОВТОР –намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:

И стих безумный, стих печальный
В альбом твой  бросил для тебя. (Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:

Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)

ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:

Бросьте!
Забудьте.
Плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств. (Маяковский)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)

ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:

Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно

УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например

Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ –использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:

Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)

ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:

Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин)

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК –повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:

…елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал  юную пушистую верхушку (Тэсс)

АНТИТЕЗА –противопоставление предложений по значению, например:

Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался…  (Паустовский)

ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ –отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:

И шел ты с женщиной – не отрекись.
Я все заметила – не говори.
Блондинка. Хрупкая.
Ее костюм был черный.
Английский. (Северянин)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:

И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек. (Есенин)

ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда – растрепалися косыньки. (Некрасов)

МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:

И справа, и слева,
И сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева)

БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный,
Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(Лермонтов)

Таким образом, все эти образные средства могут встретиться в анализируемых текстах, и поэтому нужно их хорошо знать.

Обновлено: 19.09.2020 — 23:20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *