Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (материал к уроку литературы в 9 классе)

Тема одиночества очень характерна для для всего творчества М.Ю. Лермонтова. На первый план выдвигаются душевные муки поэта: «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…» Исходным моментом действия является страдание. Мятех — это не самоцель, а средство достижения идеала. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» воплотило идеальное состояние, в котором совместились и покой, и движение. Но путь к этому идеалу лежит через тревоги и муки сердца, через демонические страдания. Символами переживаний поэта становятся образы вольной стихии. Так, в стихотворении «Желание» дается картина бурного, мятежного проявления вольных страстей:

Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.

Я тогда пущуся в море
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.

В стихотворении «Парус» звучат порывы поэта к мятежу и к покою, которые объединены в одно целое, так что буря включает в себя покой, а покой — бурю:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

Внешне стихотворение напоминает пейзажную зарисовку бушующей и умиротворенной стихии, но сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова. Смысл в другом — в сопоставлении природных явлений с человеческой душой и ее переживаниями. Парус помещен между морем и землей, между «краем родным» и «страной далекой». Он одинок. И противоречие между морем и им — символ противоречий между жизнью и личностью, брошенной в ее океан, личностью. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека.

В поздней лирике Лермонтова мотив одиночества приобретает более обобщенный смысл: лирический герой ощущает свою разобщенность со светской толпой и с поколением, к которому сам принадлежит. Наряду с мотивами свободы и рабства появляются мотивы «познанья и сомненья». Исчезает всякая надежда на выход из тупика. Достаточно взглянуть на названия стихотворений этого времени: «Узник», «Пленный рыцарь», «И скучно, и грустно…». В последнем из них звучит мотив ничтожности внутреннего мира самой личности. В стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» появляется образ маскарада как символа современной жизни. Под маской скрывается подлинная сущность человека. Маскарад внешне подчинил себе лирического героя, но внутренне он сумел сохранить самоценность. В стихотворении «Дума» преобладает непосредственное выражение мысли, обращенное ко всему поколению 30-40-х годов. Острие направлено против невыносимого духовного пресса официальной идеолоии. Лишенное возможности действовать, поколение Лермонтова осталось в сфере абстрактного умозрения и было обречено на «бездействие». Весь тон стихотворения говорит об отчаянии, которое охватило современников Лермонтова и его самого. Равнодушию, безверию, сомнениям поэт противопоставляет жизненную активность и страстный порыв к действию.

Обновлено: 14.01.2021 — 19:29

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *