Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский)

В этой статье мне хотелось бы рассмотреть один из самых сложных вопросов при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: что дало критику В.Г. Белинскому основание назвать роман А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»? В одной из своих работ он напишет о поэте: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», «Евгений Онегин» есть поэма историческая».

Действительно, внимательно читая произведение поэта, приходишь к пониманию правоты Белинского, который связывал появление и содержание романа в стихах с ростом самосознания русского общества, вызванного историческими событиями 1812 и 1825 годов.. В девятой статье Белинский пишет: «…в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил общество в одном из фазисов образования, его развития…»

Перечитаем страницы романа… Наше внимание сразу приковывают передовые дворяне-интеллигенты в лице Онегина, Ленского, Татьяны Лариной. Чем же они выделяются среди людей своего класса и круга? Прежде всего тем, что не хотят жить так, как окружающие. Ни Онегин, Ни Ленский не знают, чего хотят, но зато знают, «чего им не хочется». Их интересуют философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений, история, а вовсе не разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эти персонажи чужие в обществе, так как на голову выше той среды, в которой вынуждены жить. Вот почему они так одиноки. В письме Онегину Татьяна пишет: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна». Онегин, несмотря на бессистемность своего образования, довольно образованный молодой человек: он читает французского просветителя Руссо, экономиста Адама Смита, историю «от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей», знал произведения древнегреческих поэтов Гомера, Феокрита, увлекался поэзией и личностью английского поэта-романтика Байрона. Среди знакомых Онегина — будущий декабрист Каверин, сам Пушкин. Владимир Ленский — воспитанник Геттингенского университета, считавшегося «рассадником вольнодумства». И Онегина, и Ленского, и Татьяну Ларину роднит благородство и понятие чести. Именно эти моральные ценности не позволят Татьяне нарушить клятву, данную пред алтарем: «Я вас люблю — к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна».Роднит этих героев также критическое отношение к миру и обществу, умение видеть прекрасное в жизни, любовь к природе и трагическая судьба: Ленский убит на дуэли «приятельской рукой», Татьяна вынуждена появляться в свете, который считает «мишурой» жизни, Онегин остается на распутье «в минуту, злую для него». Ни один из них не смог обрести счастье. Более гармонична с миром Татьяна Ларина «русская душою». Она близка к природе и ко всему национальному, что постоянно подчеркивает Пушкин.

А кто же противостоит этим персонажам? Автор дает достаточно полную характеристику петербургской знати, московского дворянства, деревенских помещиков. Это самодовольные обыватели, люди низкого морального уровня, ведущие пустую праздную жизнь. От них бежал Онегин из высшего света, а поместье, унаследованном от дяди, от Скотининых, Буяновых, Петушковых и им подобных, потому что не мог найти с ними общего языка. Их же отношение к столичному щеголю проявляется сразу же, как только он ввел новшества в деревне, заменив барщину «оброком легким»: «… в голос все решили так, что он опаснейший чудак!»

В своей «энциклопедии» Пушкин показывает нам и жизнь простых людей — крестьян и горожан — тружеников Петербурга, по которому едет в карете возвращающийся с бала Онегин. Мы узнаем о судьбе няни Татьяны Лариной, о девушках, собирающих ягоды и при этом поющих, чтобы не съесть барской ягоды; видим глазами героя, плывущего на корабле по Волге, бурлаков. Всё это и является отражением «народного духа». Кроме этого, А.С. Пушкин рисует в своем романе великолепные картины русской природы.

И, наконец, огромно значение образа автора в романе. Это передовой человек своего времени, нашедший предназначение в творчестве. Язык, которым написано произведение, говорит о высочайшем уровне культуры его создателя. В.Г. Белинский отмечал в «Евгении Онегине» не только отражение «духа и склада» народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и их решении в прогрессивном духе. Вот некоторые из проблем романа: смысл жизни, личность и общество, взаимоотношения дворянской интеллигенции и народа, герой времени 20-х годов XIX века, вопросы морали и нравственности, экономики и политики, культуры и просвещения, проблемы творчества… Поистине это «энциклопедия русской жизни».

«Придет время, — писал В.Г. Белинский, — когда Пушкин будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство…»

Обновлено: 14.01.2021 — 17:39

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *